РАС — это не крайняя форма интровертностиэто не особенность темперамента или характера, это не временное избегание общения.

РАС — это нарушение развития, затрагивающее все сферы психики, и проявляющееся в трех областях нарушений:

Коммуникация
Социальное взаимодействие
Стереотипии поведения и интересов

С 2013 года в DSM-V в сфере стереотипий поведения и интересов стали еще выделять нарушения в сенсорной сфере.

Описывая РАС, кто-то говорит как об искаженном развитии, кто-то как о нарушении нейроразвития, кто-то как о нарушении психологического развития. Что это значит? И кто прав? Это как по акценту можно отличить москвича от минчанина. Так и здесь, искаженное развитие употребляют педагоги и психологи, нарушение нейроразвития — специалисты медицинских специальностей, которые опираются на DSM, нарушение психологического развития —  специалисты медицинских специальностей, которые опираются на МКБПравы все и по-своему.

генетическое нарушениеУровни нарушения при РАС

В результате последних исследований стало ясно, что 1. генетическое изменение может вызвать изменение
определенной 2. 
биологической структуры (клетки, участки структур ГМ), а может повлиять на несколько структур. Биологическое нарушение становится причиной
нарушения одной или нескольких 3. 
психических функций (ощущение, восприятие, мышление и т.д.) — это психологический уровень. А одно и тоже нарушение психических функций может запускать различные варианты проявления поведения. Вспоминайте эту схему, если вам сходу объясняют почему есть те или иные поведенческие проявления у ребенка с РАС.

Подробнее об этом можно почитать у Франчески Аппе (F. Happe), даже на русском

Теперь становится ясно, кто и на каком уровне нарушения обсуждает РАС.

С точки зрения медицины.

Сегодня в мире пользуются двумя основными классификациями болезней: МКБ и DSM. С помощью этих классификаций определены единые названия и единое понимание болезней, они упрощают сбор статистической информации и объединяют профессиональное медицинское сообщество.

DSM — Diagnostic and Statistical Manual of Mental Disorders (диагностическое и статистическое руководство психических растройств) используется в США. Именно в ней отражаются результаты и выводы последних исследований психических расстройств. В последней версии (DSM-V) РАС находится в классе нарушения нейроразвития. Т.е. РАС рассматривают на втором уровне, как биологическое нарушение:

  • Интеллектуальные нарушения
  • Нарушения коммуникации
  • Расстройства аутистического спектра
  • Дефицит внимания и гиперактивность
  • Специфическое нарушение обучения
  • Моторные нарушения
  • Другие нарушения нейроразвития

Для постановки диагноза в 117 странах, в том числе и на постсоветском пространстве, используется МКБ-10 — международная классификация болезней 10-го пересмотра, разработанная Всемирной организацией здравоохранения. Именно с МКБ-10 началось тесное сотрудничество и согласование с DSM, которое продолжается и сейчас. Поскольку в DSM-V используется понятие РАС, без дополнительного выделения подвидов, скорее всего это сохранится и в МКБ-11 (выход отложен к 2018). Но, до 2018 года нас интересует где же в МКБ-10 прячется РАС?

МКБ-10 состоит из 21 раздела, каждый из которых содержит подразделы с кодами заболеваний и состояний.

В классе V (F) F00-F99 — Психические расстройства и расстройства поведения. Это нам говорит о том, что РАС рассматривается на третьем уровне, как психологическое нарушение.

В подгруппе нарушений психологического развития (F80-F89):

F80 Специфические расстройства развития речи и языка
F81 Специфические расстройства развития учебных навыков
F82 Специфические расстройства развития моторной функции
F83 Смешанные специфические расстройства психологического развития
F84 Общие расстройства психологического развития
F88 Другие расстройства психологического развития
F89 Расстройство психологического развития неуточненное

F84 Общие расстройства психологического развития:
F84.0 Детский аутизм
F84.1 Атипичный аутизм
F84.2  Синдром Ретта
F84.5 Синдром Аспергера
F84.8 Другие общие расстройства развития
F84.9 Общее расстройство развития неуточнённое

Расстройство аутистического спектра — это медицинский диагноз в классе психических расстройств, в основе которого нарушение развития (нейроразвития или психологического развития). 

С психолого-педагогической точки зрения.

Один из ведущих научных деятелей отечественной психологии, основоположник психологии аномального развития, В.В. Лебединский пишет: «Ранний детский аутизм» (читай РАС) — это искаженный вариант всепроникающего  нарушения  развития, связанного с нарушениями общения, эмоциональной  и интеллектуальной сферой психики» (1985 год).  Что это значит?

В.В. Лебединским была составлена классификация психического дизонтогенеза (нарушений развития). Классификация отражает основную идею плана развития для тех или иных типов нарушений.

Классификация психического дизонтогенеза
по В.В. Лебединскому
Недоразвитие
Задержка
Повреждение
Дефицит
Искажение
Дисгармония

Нарушение по типу недоразвития проявляется как общее стойкое недоразвитие структур головного мозга и мы видим значительную задержку в развитии во всех сферах. Это интеллектуальная недостаточность, общее недоразвитие речи.

Задержанное развитие — это замедление темпа формирования познавательной и эмоциональной сфер. Т.е. ребенок застревает на ранних этапах развития (например, задержка психического развития).

Поврежденное развитие похоже с недоразвитием, но проявляется в более позднем возрасте, т.е. был период нормального развития (например, распад психических функций – деменция).

Дефицитарное развитие связано с тяжелыми нарушениями систем, принимающих информацию изнутри или извне: зрение, слух, опорно-двигательного аппарат.

Дисгармоническое развитие состоит из медленного развития одних систем и быстрым ростом других, преимущественно в эмоционально-волевой сфере. Моделью дисгармонического развития является ряд психопатий.

Искаженное развитие (вариант нарушения при РАС) – сложное сочетание недоразвития, задержанного, поврежденного и ускоренного развития различных психических функций. Иными словами, в развитии по этому типу есть и отставание в развитии некоторых сфер (например, моторной – движения, координация; эмоциональной – проявления эмоций, их понимание) и повреждение в других (например, нарушение обработки сенсорной информации), и ускорение развития в третьих (например, рано появляется и быстро развивается речь, некоторые интеллектуальные способности). В этой классификации РАС также объясняется с уровня психологического нарушения.

РАС — это группа нарушений с разными проявлениями, которые сосредоточены в трех сферах: коммуникация, социальное взаимодействие и стереотипии поведения и интересов (включено нарушение сенсорной сферы). Говоря о РАС, можно использовать различные термины для описания сущности на том или ином уровне нарушения: генетическом, биологическом, психологическом и поведенческом. Зная и понимая полный механизм нарушения можно легко накапливать знания по различным уровням без ощущения противоречия. Стройность воодушевляет!

Добавить комментарий