В реальной жизни аутизм мало похож на аутизм героя Дастина Хоффмана («Человек дождя»). Чтобы уйти от нереальных образов, навязываемых СМИ и кинематографом, стоит разобраться в проявлениях аутистического спектра.

Если кратко, то Фредерик Филибер (Frederic Philibert), отец аутичного мальчика, сделал чудесный мультфильм о том, как проявляется РАС. В моей практике возникла потребность рассказать подготовительной группе детского сада об особенностях мальчика с РАС, который должен был начать ходить с ними на занятия. Одним из этапов был просмотр этого мультфильма. В точку. Сегодня группа из 20 детей радостно здоровается с ним, охотно учится правилам общения, помогает ему выполнять задания, ребята играют вместе. И что тоже очень значимо,мультфильм получил Гран-при и Приз зрительских симпатий фестиваля Handica Apicil, в 2007 году.

Теперь подробнее, в 1979 году английские ученые Лорна Винг и Джудит Гульд (Wing & Gould) опубликовали результаты основательной статистической работы для понимания и диагностики РАС. Ученые провели анализ медицинских карт 914 детей, которые получали помощь в социальных, медицинских, образовательных службах в районе Южного Лондона в 1970-х. Их задачей было выделить группу детей у которых было хотя бы одно: нарушения взаимодействия, вербальные или невербальные нарушения языка, стереотипии поведения. Это были 132 человека. Ученые начали искать зависимости между проявлениями: у всех ли детей с нарушениями взаимодействия есть нарушения функций языка? у всех ли детей с нарушениями взаимодействия есть стереотипии поведения? и т.д. Зависимость была найдена между триадой: у детей с нарушением функций языка как правило страдает и социальное взаимодействие и наблюдаются стереотипии. и так для всех трех проявлений.  С тех пор триаду можно считать золотым стандартом диагностики РАС.

В 2013 году, в соответствии с DSM-V, в область стереотипий поведения и интересов вошла сенсорная сфера.

Коммуникация
Социальное взаимодействие
Стереотипии поведения и интересов

Нарушения коммуникации — все то, что связано с передачей информации.

  • необычной, ограниченной мимике; например, каменное или завороженное лицо даже в эмоционально насыщенный момент — когда ребенку поют «с днем рождения, тебя»; когда ему дарят подарки, когда ведут в любимое место.
  • неадекватное проявление эмоций; проявление эмоций, которые не подходят для ситуации: смех в кругу плачущих людей, слезы и тревога в кругу радостно болтающих близких, т.е. эмоции словно не подходят к ситуации.
  • отсутствие жестов во время разговора: он не хлопает в ладоши от радости, не показывает какую бооольшую жабу/бабочку он видел;
  • не показывает рукой/ пальцем на интересные вещи — ему легче взять самому или тянуть взрослого за руку, берет и показывает чужой рукой.
  • беседы у такого ребенка не вяжутся, он либо отвечает на вопросы, либо уходит в монолог.
  • особенности в интонации и тоне – монотонная речь или всегда «свой» повторяющийся звуко-высотный ритм в предложении.
  • часто отсутствие речи.
  • сложности с выполнением простых заданий: имитация («сделай как я/ сделай так же») — а имитация основа обучения; с пониманием речи — от простых инструкций до текста.
  • не может выполнить фронтальную инструкцию — задание, которое было сказано для группы: «идем мыть руки, открываем тетради».
  • нарушение зрительного контакта (не смотрит в глаза собеседнику, взгляд в пустоту). Так часто приходится сталкиваться: «он в глаза не смотрит – наверное, аутизм»; или напротив: «он же смотрит в глаза – какой же аутизм-то». Конечно, очень просто обнаружить отсутствие зрительного контакта, но данный критерий не является строго диагностичным для определения РАС.

Особенности социального взаимодействия — все то, что дает возможность передать информацию.

  • выбор одиночества: нет интереса к сверстникам и взрослым для общения, игры.
  • иногда встречается аномальная близость: нет естественного стеснения/неудобства перед незнакомыми людьми, мгновенно сокращает расстояние до собеседника, сразу же может обсуждать любые темы без цензуры.

Первое знакомство:
-Привет, меня зовут (…). А тебя?
-Мг. Почему твоя стрижка как у мужчины?

  • гиперсамостоятельность всегда пытается сделать сам, не расценивает взрослого или другого ребенка как источник помощи. Выглядит это так: ребенок играет в игру на смартфоне, вы закрываете рукой экран смартфона так, чтобы ребенок не смог самостоятельно продолжать. Типичный ребенок, посмотрит на вас, возможно даже попросит «дай» или более развернуто, может посмотреть на маму или папу. Ребенок с аутизмом будет вести борьбу с вашей рукой, не глядя на вас или другого значимого взрослого.
  • неадекватные реакции на социальное взаимодействие: например, громко кричит, когда близко подходят/садятся рядом не значимые близкие или дотрагиваются до него или его игрушек.
  • не может первым адекватно начать взаимодействие: не знает как привлечь внимание, как присоединиться к игре, разговору. Поэтому выбирает неадекватное поведение в разных ситуациях: бросает игрушкой или плюет в другого ребенка на площадке, может кричать когда поздравляют или когда спрашивают что-нибудь.
  • нет интереса в обмене эмоциями — не посматривает на маму, когда счастлив или делает что-то интересное, не показывает удивления, страха.

Проявление стериотипии поведения, интересов.

  • повторение определенных движений: хлопки/ размахивания/ верчения пальцами или руками; расскачивание/ кручение на месте.
  • повторение слов, фраз, отрывков текста, песен. В таких ситуациях сложно признать, что у ребенка нет функциональной речи: он не просит пить, не спрашивает, не комментирует. Он чудесно поет, у него чудесное произношение самых сложных слов из песни, НО ребенок не умеет общаться, его крайне трудно прервать, предложить ему другое занятие, задать вопрос.
  • повышенное внимание к частям предметов или нефункциональным элементам, так ребенок берет машинку только для того, чтобы крутить на ней колесо (это, кстати, классический пример из книг и из опыта), выстраивает предметы в ряд, просмотр только небольшой части мультфильма.
  • негибкое следование правилам: вспышка гнева, когда на столе малиновый йогурт вместо привычного клубничного; вспышка гнева, когда хлеб на столе лежал цельным ломтем, а не кубиками; вспышка гнева, когда нельзя пройти по дороге возле дома №10 из-за ремонта дороги. Такие вспышки гнева определяют необходимость подготовки к незначительным изменениям.
  • речевые или поведенческие ритуалы: заходит только после того, как сам откроет дверь — ребенок будет стоять, пока заходят люди и придерживают дверь, при попытке помочь ему войти, внести его вас ждет долгая истерика. Проблема в том, что так всегда в данной ситуации: возле входа в большой супермаркет, возле кинотеатра, даже если там любимый мультфильм.
  • избыточная или недостаточная реакция на сенсорную информацию: безразличен к боли, температуре — не кричит, не плачет когда падает, когда сильно ударяется, прижимает пальцы и т.д.; резко реагирует на свет, звуки, запах — громко кричит, когда заходит в светлое помещение, когда слышит шелест бумаги и т.д.; резко реагирует на текстуру еды, запах — переворачивает тарелку, кричит, плачет и т.д.; резко реагирует на определенные виды ткани, текстуры, консистенции — плачет, кричит, снимает с себя слишком узкую/ широкую одежду, одежду из определенной ткани.
  • чрезмерный интерес к сенсорным аспектам окружающего: долго может крутить глянцевую карточку возле окна и смотрит на блики света, подолгу может быть зачарован источником света, запахом предметов, человека;

Эти симптомы проявляются уже в раннем периоде развития (как только начинают возникать ситуации, где они могут проявиться). И если пытаться представить себе ребенка с аутизмом, то такого как на видео.

 

 

Добавить комментарий