С использованием материалов outfund.ru.

О преимуществах визуального расписания мы говорили здесь. Сейчас, давайте подробнее остановимся на том, как правильно сделать визуальное расписание дня для вашего ребенка. В начале стоит для себя определить конечную цель обучения: ребенок сможет использовать визуальное расписание без наших словесных комментариев, дополнительных подсказок и осуществлять необходимую деятельность.

С чего начать?

1. Настраиваемся потратить время

Время, которое вы потратите на разработку и создание визуального расписания, окупится сторицей, когда вы будете тратить меньше времени на поведенческие проблемы или персональную помощь сыну или дочери, которые во всем от вас зависят.

Результат: боевой дух.

 2. Наблюдаем за ребенком

Чтобы избежать ошибок в использовании визуального расписания и вносить лишь минимальные правки, нужно начать с наблюдения за деятельностью ребенка. Наблюдайте в течении нескольких дней, записывайте в блокнот деятельность. Если ребенок умеет определять время, можете отмечать время начала деятельности. Дальше сверьте данные и выделите деятельность, которую хотите внести в расписание. Можете выделить блоки по степени необходимости освоения. И будете двигаться согласно вашей иерархии.

Результат: список деятельностей/ инструкций для освоения. 

3. Выбераем формат расписания (см. статью)

4. Изготавливаем расписание

ac07b8221f67ec685ec8971d968a1f16А. Расписание из предметов. 

Материалы:

  • полка или пространство, где будут располагаться предметы в определенной последовательности;
  • контейнеры/ емкости/ разделители между предметами;
  • предметы.

slide_53___picture_1Самое главное при составлении расписании из предметов — определить, какой небольшой предмет может использоваться во время каждого занятия, либо какой предмет может символизировать то или иное событие.


Как использовать?
 Ребенок берет предмет из первой ячейки слева, который будет использовать во время следующего занятия и выполняет задание. Возвращать предмет может по-разныму: может отработанные предметы класть в пустой контейнер для завершенных дел, может возвращать его в ту же ячейку, если это не будет его запутывать.

А вот пример предметов для визуального расписания взрослого молодого человека:

calendar_box_0

 

shower-615x615

Б. Расписания из рисунков или фотографий.

Готовность к расписанию с изображениями — это умение соотносить картинки или фотографии друг с другом (например, в простой игре в лото). Некоторым людям проще распознавать фотографии, в то время как другим проще распознавать рисунки. Вы можете или нарисовать их самостоятельно, либо использовать готовые рисунки, которые можно найти в Интернете.

 

Материалы:escape-scedule

  • карточки с изображением действия/ задания;
  • лента-липучка/ магниты;
  • доска для крепления карточек.

 Как использовать?

1. Ребенок указывает пальцем или переставляет в рабочую область картинку или фотографию в расписании, после чего переходит к занятию, которое она символизирует. После выполнения задания ребенок перемещает карточку в поле «выполнено» или проставляет метку о выполнении, также может переместить в кармашек «сделано» и т.п.

2. Если ваш ребенок сильно отвлекается и, скорее всего, растеряется на пути к занятию, то используйте парное расписание. Этот тип визуального расписания означает, что вы делаете пару одинаковых изображений для каждого занятия, №1 остается в его расписании, №2 (может быть большей по размеру) — в том месте, куда направляется ребенок (например, если он идет на музыкальное занятие, то соответствующая картинка вешается на входную дверь). Ребенок подходит и снимает карточку №1 с расписания, после чего идет и вешает рядом с другой в пункте назначения. Можете использовать клейкую ленту-липучку, чтобы прикреплять одну картинку рядом с другой.

Рисунки или фотографии располагайте в вертикальную или горизонтальную линию с помощью липкой ленты, магнитов или других приспособлений, отображая последовательность занятий или событий.

В. Письменные расписания. Эти расписания лучше всего подходят structure01для тех, кто хорошо читает. Если ваш ребенок только учится читать, то вы можете попробовать расписание на основе изображений с добавленными к ним словами.

Вы можете сделать парные карточки со словами и использовать вышеописанный прием с парным расписанием. Либо вы можете просто составить список занятий и событий, чтобы ваш ребенок вычеркивал по очереди те пункты, которые он уже выполнил.

Для наиболее продвинутых учеников можно использовать более сложные виды письменного расписания, например, компьютерные программы планирования задач или органайзеры.

Выбирая тип визуального расписания важно представить, что ваш ребенок будет использовать это расписание в свой самый плохой день. Мы все плохо функционируем, когда испытываем стресс, поэтому оптимальный формат визуального расписания должен быть самым простым, с которым ваш ребенок точно справиться в любом состоянии.

Результат: идеи для отображения деятельности в расписании, отбор и изготовление материалов.

5. Учим выполнять отдельные инструкции на карточках

На этом этапе показываем символ деятельности и помогаем ребенку ее осуществить.  Не называйте деятельность, позже ребенку будет крайне сложно уйти от словесных подсказок взрослого. Старайтесь направлять его физически. Уменьшайте вашу помощь в конце, т.е. помогите выполнить первые действия и дайте ребенку возможность оставшееся выполнить самостоятельно. Подробнее можно прочитать здесь, на 268 стр.

Результат: ребенок может выполнить 6-8 отдельных инструкций самостоятельно.

1.6. Делаем заготовку для расписания

Рассмотрим на примере расписания из карточек. Подумайте как будут размещаться карточки/ предметы, на что их крепить, где ставить. Восприятие символов начинает развиваться по вертикали раньше, чем слева направо. Л. Фрост и Э.Бонди рекомендуют формат расписания как на рис. 1. Блок 1 — поле «текущее задание», блок №2 — выполненные. Помните, что место должно быть постоянным, чтобы ребенок мог подойти к расписанию в любую минуту. Подумайте также о высоте расположения.

Результат: расположение готового расписания на выбранном месте.

 

7. Учим пользоваться расписанием

Вам придется учить своего ребенка пользоваться визуальным расписанием, как и любой другой новой концепции. Опирайтесь на схему:

  1. Подойти к расписанию;
  2. Снять верхнюю карточку;
  3. Поместить ее в поле «текущее задание»;
  4. Сделать задание;
  5. Вернуться к расписанию;
  6. Переместить карточку из поля «текущее задание» в поле «выполнено».

Людям с более развитыми вербальными навыками и взрослым можно (кратко) объяснить концепцию расписания. Для некоторых людей будет лучше, если вы дадите им прочитать это объяснение в письменном виде. Вы также можете показать им расписания или фотографии расписаний, которыми пользуются другие взрослые люди, чтобы повысить их мотивацию пользоваться расписанием.

Результат: ребенок начинает использовать расписание.

8. Отслеживаем, что делает ребенок

Как только ваш ребенок начнет использовать свое расписание, помогайте по необходимости, постоянно снижая помощь при выполнении. Помните: наша задача научить его пользоваться расписанием самостоятельно!

Результат: ребенок самостоятельно использует расписание!

9. Используем расписание для подготовки к изменениям

Особенность людей с РАС в том, что они очень быстро привыкают к рутине и плохо переносят перемены (Mesibov et al., 2005). Это может привести к проблемному поведению. Используя расписание, вы можете продемонстрировать, какие изменения в привычном распорядке предстоят. Так вы научите своего ребенка большей гибкости и принятию изменений, потому что они будут происходить в рамках знакомой рутины сверки с расписанием. Со временем вы сможете ввести карточку что-то новое — это будет говорить о предсказуемом неизвестном изменении в расписании. Вначале новое будет любимым угощением, любимой деятельностью, со временем переходя к менее предпочитаемым событиям.

Результат: ребенок готов к неожиданным изменениям!

10. Изменяем формат расписания

С развитием умений и навыков у ребенка, избегайте соблазна полностью отказаться от расписания. Люди с аутизмом с большой вероятностью регрессируют обратно к чрезмерной зависимости или потере навыков, если вы попытаетесь уменьшить поддержку расписанием. Однако для большинства людей формат расписания надо будет менять по мере развития у них новых навыков.

Результат: мир из хауса превращен в порядок.

Визуальные расписания имеют много преимуществ как для людей с РАС, так и для их семей. Faherty (2000) высказывал предположение, что визуальные расписания важнее использовать дома, чем в школе. Дело в том, что школьный день по природе своей рутинный, кроме того, когда дети возвращаются домой, они больше не состоянии прилагать такие же интенсивные усилия для успешного функционирования, как и в школе.

Время, которое вы потратите на изготовление визуального расписания, не только сэкономит вам время в будущем, но и будет способствовать развитию навыков вашего ребенка и его независимости, при этом уменьшит тревожность и проблемные виды поведения.

Добавить комментарий