Последние исследования говорят нам, что наиболее эффективная коррекция симптомов аутизма — это педагогическое воздействие. Но как выбрать педагогическое воздействие? С чего начинать? На что обращать внимание? 

В самом начале следует осознать, что нет готовой идеальной системы помощи. Для каждого конкретного ребенка с РАС ее нужно собрать, отталкиваясь от индивидуальных особенностей. Несколько дополнив переменные для выбора подхода коррекционной работы, выделенные Морозовой С.С., получаем 5 пунктов:

1. Сферы трудностей ребенка

Начинаем с анализа трудностей и потребностей конкретного ребенка. Подробнее о проявлениях трудностей различных сфер здесь.

На этом этапе важно определить, есть ли сфера, с наиболее выраженными проблемами? Или все сферы имеют те или иные нарушения? Возможно, некоторые трудности вам не видны, обратитесь за консультацией к специалисту.

  • социальное взаимодействие (подробнее здесь);
Сложно привлечь внимание к игрушкам или книгам
Может не интересовать игра других детей

 

 

 

 

 

 

  • невербально-коммуникативное поведение (подробнее здесь);
Автоматически повторяют слова, не обращаются к другим.
Избегают контакта «глаза в глаза»

 

 

 

 

 

 

 

  • стереотипии (подробнее здесь);
Часто трясет ручками, кружится вокруг своей оси
Не играет обычными способами, интересуется только одной частью — только крутит колесо
Бесконечно щелкает выключателем

 

 

 

 

 

 

  • потребность в неизменности (подробнее здесь);

Негибкое следование правилам: вспышка гнева, когда на столе малиновый йогурт вместо привычного клубничного; вспышка гнева, когда хлеб на столе лежал цельным ломтем, а не кубиками; вспышка гнева, когда нельзя пройти по дороге возле дома №10 из-за ремонта дороги. Такие вспышки гнева определяют необходимость подготовки к незначительным изменениям.

  • сенсорная сфера (подробнее здесь);
Может не принимать ничего нового (например, свечи на торте, шары в доме)
Может отказываться переодеваться, носит только определенные вещи
Может не переносить музыку

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Фото взяты из пособия для родителей, Фонд Выход.

2. Возраст ребенка

Некоторые педагогические подходы имеют возрастные ограничения. Как правило выделяют:

  • ранний возраст (от 1 года до 3-х лет);аутизм говорит
  • дошкольный возраст (от 3-х до 7-ти лет);
  • младший школьный и старше (от 7 и старше).

На сегодняшний день в США, во многих европейских странах программы помощи молодым людям с РАС существуют не в виде структурированных подходов, а в виде некоммерческих организаций, государственных программ, сообществ, оказывающих помощь в трудоустройстве, психотерапевтической помощи. Данные организации работают по конкретному запросу и составляют план помощи. В РБ это «Мир без границ»,«БелАПДИиМИ» мастерские для людей с особенностями психофизического развития.

3. Доказанная эффективность

Смотрим на данные об эффективности коррекционного подхода, т.е. на результаты исследований. Simpson провел анализ подходов к работе с лицами с РАС и выделил такие категории:

  • Со значительными научными доказательствами эффективности;

Включают корреляционные исследования, рандомизированные контролируемые эксперименты, информация об эффективности исходит из более 2-х источников, основываясь на эмпирических данных, а не на безосновательных свидетельствах.

  •  Имеющие некоторые данные об эффективности с отдельными лицами с РАС;

Соответствуют 2-3 из 4-х пунктов доказательных подходов.

  • Отсутствуют объективные доказательства эффективности;

Не соответствует ни одному из критериев вышеперечисленных категорий. Возможно, что такие процедуры имеют некоторую эффективность в исследованиях. Эти процедуры могут быть полезны, но не могут быть рекомендованы в качестве ведущих подходов.

  • Не рекомендуемые, потенциально могут принести вред.

Не соответствует критериям ни одной из вышеперечисленных категорий. Существует информация о негативном эффекте.

Электронное руководство можно посмотреть здесь.

4. Выбираем подход

Смотрим в таблице пересечение данных. Находим подходы, которые больше всего отвечают запросам конкретной ситуации и не используем те, которые потенциально могут нанести вред (например, холдинг терапия).

5. Анализируем полученные подходы

  • описание подхода;
  • требования к сертификации специалистов и есть ли это у того, кто будет работать с вашим ребенком;
  • количество часов/ занятий в неделю рекомендованное для эффективной работы;
  • возможность участия родителей в коррекционной работе.

В результате анализа пяти пунктов перед нами остаются подходы, которые отвечают запросам ребенка, организационным требованиям и возможностям реализации педагогической работы. 

2 thoughts on “Как выбрать коррекционный подход?

    1. Спасибо, за сложный вопрос)
      Посмотреть в одном месте не удастся. Я представляю себе поиск так: во-первых, смотрим наличие сертифицированных курсов, лицензионного обучения. Хорошо, если их проводит профильная организация. Например, Pyramid Educational Consultants предлагает 3 уровня сертификации по PECS (The Picture Exchange Communication System — Коммуникативная система обмена картинками). Во-вторых: ищем информацию в сети на англ, выходя на организации. Так ВАСВ (Behavior Analyst Certification Board — сертификационная комиссия поведенческих аналитиков) четко прописывает все требования к работе в этическом кодексе.

Добавить комментарий