Часто сталкиваюсь с ошибочными представлением об АВА как о радикальном бихевиоризме, как о дрессуре, как об авторитарном подходе и еще большим количеством интерпретаций. Думается, причина множества толкований — незнание различий между «чистой» и прикладной наукой.

Полный ответ на вопрос «Что такое АВА?» стоит искать в книге Джона Купера «Прикладной анализ поведения» (John Cooper «Applied Behevior Analysis»).
Анализ поведения, как область знаний, складывается из трех массивных компонентов (см. рис 1):
Анализ поведения
Рис.1. Компоненты анализа поведения
1. Бихевиоризм — философия анализа поведения.

Бихевиоризм зарождается с первыми работами Ивана Петровича Павлова о формировании рефлексов с опорой на физиологию пищеварения. Собственно, «за работу по физиологии пищеварения» Павлов стал лауреатом Нобелевской премии в области медицины и физиологии 1904 года. Иван Петрович описал формирование респондентного поведения:

  1. связь между безусловным стимулом (например, еда) и безусловным рефлексом (например, слюноотделение) — видим еду и у нас повышается слюноотделение;
  2. процесс связывания нейтрального стимула (например, звуковой сигнал) с безусловным (например, еда) для того, чтобы нейтральный стимул вызывал безусловный рефлекс без участия безусловного стимула. Подробнее здесь.
02
И.П. Павлов в лаборатории

В 1913 году классической работы Уотсона «Психология с точки зрения бихевиориста» (Psychology as the Behaviorist Views It). Джон Уотсон определил наблюдаемое поведение как соответствующий предмет анализа для психологии и заявил, что любое поведение контролируется факторами внешней окружающей среды. Именно эти положения стали философской основой последующих экспериментальных исследований.

2. Экспериментальный анализ поведения развивается с публикацией Ф.Б. Скиннером книги

4944l6jm
Беррес Фредерик Скиннер и его любимые подопытные

«Поведение Организмов» в 1938 году (The Behavior of Organisms, (1938/1966). В ней описано экспериментальное подтверждение и выведены принципы поведения, которые стали основой науки об анализе поведения.

В своем труде Скиннер разъясняет различие между респондентным поведением (по Павлову), условными рефлексами, и оперантным обучением, в котором последствия поведения контролируют появление этого поведения в будущем. Иными словами, в работе респондентного поведения участвуют стимулы ДО поведения, а в оперантном обучении главная роль отводится последствиям. Именно Скиннер является основателем радикального бихевиоризма, особенностью которого была попытка объяснить все типы поведения, включая внутренние, такие как мысли и чувства с помощью схемы:
S (стимул до) — R (поведение/мысли/чувства) — S (последствия).
3. Начало прикладного анализа поведения соотносят с публикацией в 1959 году статьи Эйлона и Михаеля «Психиатрическая сестра как поведенческий инженер» (Ayllon and Michael «The Psychiatric Nurse as Behavioral Engineer»). В статье описываются методы работы, основанные на принципах поведения, которые оказывали положительный эффект на пациентов, страдающих психиатрическими расстройствами и ментальными нарушениями.

ABA представляет собой набор принципов, которые формируют основу для многих методов поведенческой терапии. ABA основывается на принципах Анализа Поведения, включает в себя общие «законы» о том, как работает поведение и как происходит обучение. ABA применяет эти законы поведения таким образом, чтобы увеличить уровень желаемого поведения и уменьшить уровень опасного или проблемного поведения, которое может мешать обучению и эффективному социальному взаимодействию. Также ABA используется для улучшения речевых и коммуникативных навыков, внимания, памяти и академических навыков.

Эффективность АВА имеет научное обоснование.

ABA терапия включает в себя много различных методов. Все эти методы фокусируются на предшествующих факторах (то, что происходит до того, как возникает поведение), а также последствиях (то, что происходит после того, как возникает поведение). Одной из ключевых методик АВА является «положительное подкрепление/усиление». Его суть состоит в том, что когда за поведением следует вознаграждение или поощрение, высока вероятность того, что такое поведение будет повторяться в будущем. Другими наиболее распространенными видами методов, основанными на принципах ABA, являются обучение отдельными блоками, случайное обучение (или обучение в натуральной среде), тренинг вербального поведения, обучение опорным навыкам и т.п.

Все виды методов АВА: 

• Структурированы;
• Предполагают сбор данных по целевым навыкам и поведениям;
• Предлагают положительные стратегии изменения реакций и поведения (т.е. подкреплять социально приемливое поведение, а не наказывать за проблемное).

Также АВА-терапия занимается коррекцией проблемного поведения, которое мешает нормальному функционированию ребенка, по средством «функциональной оценке поведения».

Принципы и методы анализа поведения эффективно и широко применяются для развития обширного спектра навыков у учащихся с и без особых потребностей.

Методы АВА-терапии оказывают поддержку в таких направлениях:

1. Обучают навыкам, которые заменяют проблемное поведение. Таким образом, ребенок может научиться тому, что делать, вместо того, чего нельзя делать.
2. Увеличивают желательное поведение и уменьшают проявление проблемного поведения. Например, процедуры усиления поощряют внимательность во время выполнения задания и уменьшают аутоагрессивное или стереотипное поведение.
3. Поддерживают желательное поведение.
4. Изменяют ответ окружающих на поведение ребенка. Некоторые реакции родителей могут непреднамеренно способствовать подкреплению проблемного поведения.
5. Повышает академические, социальные навыки и навыки самообслуживания у ребенка.
6. Повышают способность сосредотачиваться на выполнении задач и увеличивают мотивацию к обучению.
7. Улучшают когнитивные навыки.
8. Обобщают или переносят поведение из одних условий окружающей среды или ситуаций в другие (например, выполнение заданий в комнате для индивидуального обучения со временем переходит в успешное выполнение этих задач в общеобразовательном классе).

Компоненты сильной АВА-программы включают в себя:

• Супервизию. Программы должны разрабатываться и контролироваться сертифицированными поведенческими терапистами, имеющими опыт работы с аутичными детьми.

• Обучение. Все участники программы должны иметь соответствующий уровень подготовки и поддержки со стороны специалистов на протяжении всей программы.

• Составление программ. Программа АВА должна разрабатываться после тщательной оценки уровня развития навыков у конкретного ребенка. Цели программы и задачи по обобщению навыков должны быть определены в сотрудничестве с родителями ребенка и включены в план в обязательном порядке.

• Сбор данных. Данные о прогрессе ребенка в приобретении навыков, а также об изменениях в поведении должны систематически собираться и анализироваться супервизором для дальнейшего планирования программы.

• Обучение семьи. Члены семьи ребенка должны пройти подготовку по обучению и подкреплению навыков ребенка. Они также должны привлекаться к процессу планирования и пересмотра программы.

• Встречи команды терапистов и членов семьи должны проходить регулярно, для того чтобы обеспечить последовательность в реализации программы, а также в целях обсуждения текущих проблем и прогресса ребенка в обучающей программе.

Кто может работать в рамках АВА подхода?images

ВСаВА — соответствует степени бакалавра;

ВСВА — соответствует степени магистра;

BCBA-D — соответствует научной степени.

  • Имеющий опыт работы в ABA, НО при условии координации его работы специалистом со степенью по АВА.

 

Где можно учиться?

Список сертифицированных курсов, утвержденных BACB, можно найти здесь.

На территории Российской Федерации сертифицированное обучение можно получить:

Московский центр педагогики и психологии (Moscow Centre of Pedagogy and Psychology) Екатерина Жесткова — очная подготовка на уровни ВСаВА, ВСВА.

Московский институт психоанализа (Moscow Institute of Psychoanalysis) Анна Хисматулина — дистанционная подготовка на уровни ВСаВА, ВСВА.

Институт детской психологии и педагогических проблем (Institute of Childhood Psychology and Pedagogics Problems)Ольга Шаповалова — дистанционная подготовка на уровень ВСаВА.

Наш солнечный мир (Our Sunny World)Юлия Эрц — очная подготовка на уровни ВСаВА, ВСВА.

С использованием ресурса www.autismspeaks.org

Добавить комментарий