Исследования подтверждают возможность постановки диагноза РАС к двум годам (Zwaigenbaum, 2015). Это значит, что выявлены признаки нарушений в развитии, которые можно обнаружить начиная с 6-ти месяцев.

            Для этого используют скрининговые методики. Но следует помнить,что скрининг имеет большой процент ошибочно-положительных результатов и после него нужна диагностика у специалиста (в нашей стране РАС ставит психиатр). 

Стандартизированные тесты для постановки диагноза :

В Минском городском ЦКРОиРе есть сертифицированные специалисты по использованию ADI-R и ADOS.

Программа вмешательства должна начинаться не менее, чем через 6 месяцев после обнаружения первых признаков РАС. Не ждите официальной постановки диагноза!

Почему так рано? Может стоит немного подождать?

 Второй год жизни особенно критичен в развитии всех детей:

  • Это период динамического роста и пластичности мозга (Dawson, 2008);

 Ни в один другой возрастной период человек не обучается так интенсивно, например: в норме, с 12 до 18 мес словарный запас увеличивается примерно в 10-12 раз!!!

  • На втором году жизни обнаруживается увеличение объема мозга и атипичное развитие нейронных связей, ассоциировано с РАС (Lewis, 2014);

Подробнее об увеличении объема мозга (синаптических связей) и об атипичном развитии мозга у детей с РАС, почитать здесь.

  • Вмешательство в этот период может стимулировать «каскад» развития и предотвратить нарушение вызываемые РАС, до того, как они возникли (Zwaigenbaum, 2015).

Иными словами, исследования говорят о том, что «небольшая поломка» в раннем возрасте с течением времени будет притягивать к себе все больше и больше нарушений, как снежный ком. В результате мы будем наблюдать стойкие нарушения развития в различных сферах. Но, при обнаружении в раннем периоде этой «небольшой поломки», мы можем воздействовать на нее с помощью обучения, специальных занятий и предотвратить или значительно смягчить проявления нарушений развития.

  • Программа, начатая раньше 3-х лет оказывает большее позитивное влияние на дальнейшее развитие, нежели программы, начатые после 5 лет (Kasari,2015).

Именно поэтому: программа вмешательства должна начинаться не менее, чем через 6 месяцев после обнаружения первых признаков РАС. Не ждите официальной постановки диагноза!

Как интенсивно заниматься?

На основании проведенных исследований (Zwaigenbaum, 2015), ранняя помощь должна:

  • осуществляться не менее 20 ч в неделю;

Ранее рекомендовали 25 ч., но исследования не выявили кардинальную разницу в эффективности занятий 20 ч. в неделю и 25 ч. в неделю.

  • проходить в естественной окружающей среде, со знакомыми партнеры по коммуникации.

Но есть исследования, которые показывают возможность получения позитивных результатов при меньшем количестве прямых занятий специалистов с маленькими детьми с РАС, если родители активно вовлечены в процесс вмешательства, направленный на социальную коммуникацию (игра, совместное внимание, имитация) (Zwaigenbaum, 2015).

*На позитивные результаты влияет степень вовлеченности родителей в реализацию стратегий в рутинах в течении дня (Coolican, Smith, 2010).

*Эффективность вмешательства зависит от подготовки и постоянного сопровождения родителей, позволяющей правильно применять стратегии вмешательства (Coolican, Smith, 2010).

Какой должна быть ранняя помощь?

— Программа развития должна быть адекватна возрастным потребностям (опора на возрастные нормативы развития);

— Нельзя механически переносить программы, опробованные на старших детях с РАС, на младших детей, имеющих другую природу социальных отношений, когнитивных и коммуникативных;

— Дети раннего возраста зависят от обучения через экспериментирование с натуральным окружением и взаимодействие, перерастающее в социальную игру во время ежедневных рутинных активностей с ухаживающими за ними взрослыми (Zwaigenbaum, 2015).

Направления программ ранней помощи:

— Социальная коммуникация;

— Совместное внимание;

— Эмоциональная взаимность;

— Эмоциональная/поведенческая регуляция;

— Адаптивное поведение;

— Имитация;

— Функциональная и символическая игра (Zwaigenbaum, 2015).

Синергический эффект должен достигаться включением в поведенческую программу задач на совместное внимание и игровые навыки… это увеличивает их спонтанное использование в других контекстах (Kasari, 2012).

Основные характеристики программы развития:

Высокая интенсивность (не менее 20 ч. в неделю);

Поведенческая основа вмешательства (подробнее здесь);

Естественный контекст;

Функциональные цели.

Элементы программы:

Анализ и модификация поведения (подробнее здесь);

Развитие коммуникации;

Организация и структурирование пространства (подробнее здесь);

Зрительная поддержка (подробнее здесь);

Структурированное обучение (подробнее здесь).

Программы для раннего развития здесь  

Добавить комментарий