По заказу фондов «Выход» и «Ступени» издательский дом «Практика» закончили работу над книгой Джона Купера, Тимоти Герона и Уильяма Хюарда «Прикладной анализ поведения» (John F. Cooper, Timothy E. Heron, William L. Heward «Applied Behavior Analysis»). Приобрести ее можно на сайте издательства. Она является наиболее фундаментальным на данный момент трудом, который описывает основные принципы и процедуры для систематического изменения социально значимого поведения.

Об авторах

saba-honors-special-education-faculty
После вручения премии Общества по улучшению Прикладного Анализа поведения (Society for the Advancement of Behavior Analysis — SABA) Слева направо: Ральф Гарднер (Ralph Gardner), Ненси Ниф (Nancy Neef), Джон Купер (John Cooper), Шейла Альбер-Морган (Sheila Alber-Morgan), Билл Хьюард (Bill Heward) и Тим Херон (Tim Herron).

Суммарный стаж работы Джона Купера, Тима Херона и Билла Хьюарда в Университете штата Огайо составляет 88 лет. Вместе они преподавали курс специального образования школьным учителям и руководителям компаний, профессиональная деятельность которых основана на философских, научных и методических принципах прикладного анализа поведения. Программа по специальному образованию и прикладному анализу поведения для аспирантов, которую авторы книги в сотрудничестве с другими коллегами разработали в Университете штата Огайо, — первый учебный курс, сертифицированный Ассоциацией поведенческих аналитиков. Джону, Тиму и Биллу присуждена «Премия Выпускников» (Alumni Award) — высшая награда для преподавателей Университета штата Огайо.

Джон О. Купер, доктор педагогических наук, почетный профессор Колледжа образования в Университете штата Огайо. В научные интересы Джона входят такие области знания, как прецизионное обучение, внутреннее поведение («личные события»), отработка точности навыков, вербальное поведение. Среди его многочисленных печатных работ — «Measuring Behavior», второе издание. Он занимал пост председателя Общества пользователей стандартных диаграмм ускорения (Standard Celeration Society) и работал в качестве представителя секции прикладного анализа поведения в исполнительном совете Ассоциации поведенческих аналитиков.

Тимоти Э. Херон, доктор педагогических наук, почетный профессор Колледжа образования в Университете штата Огайо. Тима интересуют такие научные аспекты, как системы тьюторства, вопросы инклюзии, консультирование, стратегии самокоррекции в преподавании. Тим — соавтор книги «The Educational Consultant: Helping Professionals, Parents, and Students in Inclusive Classrooms», четвертое издание (2001).

Уильям Л. Хьюард, доктор педагогических наук, почетный профессор Колледжа образования в Университете штата Огайо. Среди исследовательских интересов Билла — формирование устойчивости и генерализации новоприобретенных навыков, повышение эффективности преподавания в группе, улучшение успеваемости учащихся с ограниченными возможностями в общих школах. Билл является автором (либо соавтором) еще пяти книг, в том числе «Exceptional Children: An Introduction to Special Education», восьмое издание (издательство «Merrill Prentice Hall», 2006 г.). Билл — член Ассоциации поведенческих аналитиков, в 2006 г. по решению Американской психологической ассоциации получил премию имени Фреда С. Келлера за вклад в развитие науки о поведении.

Предисловие авторов к русскому изданию

Определяющей характеристикой прикладного анализа поведения является его ориентация на изменение социально значимого поведения: в фокусе внимания —поведенческие изменения, улучшающие качество жизни человека. Фундаментальные принципы, представленные в книге «Прикладной анализ поведения» подобно универсальным законам физики позволяют преодолеть существующие между Западом и Россией различия в языке и культуре. Культурный контекст, в котором применяются коррекционные методики по изменению поведения, обладает своими особенностями в том или ином сообществе, однако принципы поведения, лежащие в их основе, едины для всех. Издание на русском языке предлагает российским ученым, студентам и практикующим специалистам доказательно обоснованные инструменты, которые можно применять в образовательной, медицинской, бытовой, профессиональной сферах, а также в разных социальных ситуациях.

Большая честь для автора, если его труд сочли достойным перевода, и мы с волнением ждем выхода «Прикладного анализа поведения» на русском языке. Мы благодарим группу переводчиков издательского дома «Практика»: теперь наша книга доступна для владеющего русским языком читателя в любом уголке планеты. Особую признательность выражаем профессору Николаю Николаевичу Алипову, который проявил впечатляющую эрудицию и стремление к совершенству в качестве руководителя проекта русского издания «Белой книги».

Мы призываем читателей изучать книгу «Прикладной анализ поведения» с тем же стремлением к совершенству, с каким профессор Алипов и его коллеги выполнили этот перевод. Тогда применение принципов поведенческого анализа будет более эффективным, и мир станет лучше.

Джон О. Купер, Тимоти Э. Херон, Уильям Л. Хьюард

1 августа 2016 года

Предисловие редактора перевода

Книга «Прикладной анализ поведения», будучи прежде всего учебником для подготовки профессиональных поведенческих аналитиков, тем не менее может быть интересна и важна для самой обширной аудитории, и особенно — для отечественного читателя.

За неполные 50 лет своего существования прикладной анализ поведения получил широчайшее распространение, став не только самым распространенным методом коррекции поведения при аутизме (с которым часто прикладной анализ поведения ассоциируют), но проникнув во все сферы человеческих взаимодействий — медицину, педагогику, менеджмент, воспитание детей, взаимоотношения в семье. Когда мы хвалим или наказываем своих детей, поощряем учеников или делаем им замечания, предупреждаем или разрешаем конфликты с сотрудниками, даем себе слово «посчитать до трех» прежде, чем вспылить — мы, обычно сами того не зная, применяем методы прикладного анализа поведения, однако делаем это интуитивно, бессистемно и — даже при самом большом педагогическом опыте и таланте — с неминуемыми ошибками. Именно для того, чтобы избежать этих ошибок, предложить новые научно обоснованные методики, создать теоретическую основу для понимания, разработки и объективной проверки этих методик, и возник прикладной анализ поведения. За короткий срок своего существования он превратился в строгую и сложную науку, со своим уникальным понятийным и математическим аппаратом и столь же уникальными методами исследования и прикладного применения. Сегодняшний поведенческий аналитик — это такой же профессионал, как терапевт или хирург, а не просто человек, «разбирающийся в психологии и знающий, как воспитывать детей». Для того, чтобы прикладным анализом поведения занимались именно профессионалы, была создана Сертификационная комиссия поведенческих аналитиков, подтверждающая звание сертифицированного поведенческого аналитика (BCBA) на основе прохождения специализированного курса и сдачи экзамена. Универсальным и единственным пока учебником, на основе которого читаются эти курсы и сдаются экзамены, и служит настоящее издание — «Белая книга», как называют ее в профессиональном сообществе.

Для отечественного же читателя издание на русском языке «Белой книги» имеет совершенно особенное значение. По сути, это триумфальное возвращение идей И. П. Павлова в том самом конкретно прикладном виде, о котором он много говорил и мечтал. Достаточно сказать, что в «Поведении организмов» — центральной книге Б. Ф. Скиннера, на теоретических и методологических концепциях которого основан прикладной анализ поведения, — Павлов упоминается почти в 3 раза больше, чем следующий по частоте цитирования автор. Судьба павловской школы в России, как и ее взаимоотношения со школой Скиннера, были драматичными, и для всех нас имеет особое значение как ее возрождение на базе одной из самых успешных современных поведенческих методологий, так и долгожданная встреча в русскоязычном пространстве двух великих ученых — основателя объективного изучения психики И. П. Павлова и одного из самых выдающихся психологов XX века Б. Ф. Скиннера.

В заключение я хотел бы выразить самую искреннюю признательность всем, кто участвовал в этом сложнейшем труде. Я глубоко благодарен коллективу переводчиков. Это была уникальная команда ярких личностей, объединенных глубоким чувством ответственности, истинной интеллигентностью и удивительно бережным отношением к русскому языку и мастерским владением им. Высокий профессионализм, поразительное сочетание гибкости и принципиальности, редкая четкость и ответственность консультанта перевода — Зухры Измайловой-Камар — сделали наше постояннее общение не только полезным, но и радостным. Я признателен всем, кто помогал советами и дискуссиями на форумах социальных сетей и в личном общении. С особой теплотой я благодарю сотрудников издательства «Практика» и особенно главного редактора Е. Р. Тимофееву и директора издательства В. А. Ананича, обеспечивших четкую организацию работы над переводом. Наконец, я хочу высказать особые слова благодарности сотрудникам фондов «Выход» и «Ступени», благодаря которым стал возможным перевод этой книги.

Н. Н. Алипов

Предисловие научного консультанта перевода

Издание учебника «Applied Behavior Analysis» на русском языке открывает новую страницу в развитии прикладного анализа поведения для всех русскоговорящих специалистов. Верится, что это приведет к объединению представителей разных школ, станет началом развития исследовательских работ в данной области, что в итоге изменит жизнь к лучшему в обществе в целом.

Трудно поверить, что с момента возникновения идеи о переводе книги и до ее первой публикации прошло ровно 4 года. В октябре 2012 года возникла инициатива перевода этого замечательного учебника на русский язык. Оглядываясь назад, удивляешься, сколько с этого момента состоялось встреч, дискуссий, сколько было написано писем с целью найти наиболее оптимальный путь для продвижения данного проекта.

В реализации идеи участвовали много заинтересованых специалистов и организаций. Я сразу прошу прощения и не называю всех имен, просто потому что это займет более места, чем отведено для данной статьи. Я хочу выразить общую благодарность первому составу переводчиков и редакторов проекта, равнозначно как и второму составу команды, представленной издательством «Практика», неправительственным организациям, сотрудникам Международной организации поведенческих аналитиков и авторам учебника. Спасибо всем, кто прямо или косвенно способствовал продвижению работы, находя время для обсуждения, выдвигая идеи по финансированию, предлагая помощь на протяжении всего этого периода.

В результате общих усилий мы сегодня держим в руках первое издание на русском языке учебника, составленного Д. Купером, Т. Хероном и У. Хьюардом; учебника, который является основным ресурсом для поведенческого аналитика и для всех, кто так или иначе использует принципы прикладного анализа поведения в своей работе.

Авторы учебника раскрывают и объясняют базовые принципы поведения организма, взаимодействия организма и среды, а также способы формирования и изменения социально значимого поведения человека.

Данная книга предназначена для студентов, изучающих прикладной анализ поведения как предмет; является отличным подспорьем для преподавателей курсов АВА на русском языке; а также преподавателей смежных наук, например таких, как психология. Надо ли говорить, что учебник будет настольной книгой для специалистов в области прикладного анализа поведения, так как призван помочь теоретикам и практикам значительно улучшить собственную квалификацию для повышения эффективности работы с целевым населением.

Важно отметить, что вовлеченность многих людей на разных этапах работы над этим изданием завершилась великолепным результатом. Который по сути является началом большого пути и интересной работы в данной области!

З. Х. Измайлова-Камар

Главы из книги на сайте PsyPRESS.ru

2 thoughts on “Учебник по Прикладному Анализу Поведения (АВА) на русском

Добавить комментарий