Источник: Autism Speaks

Денверская модель раннего вмешательства (The Early Start Denver Model — ESDM) – комплексный поведенческий подход раннего вмешательства для детей с РАС, в возрасте от 12 до 48 месяцев. Программа включает в себя учебный план развития, где:

  • навыки, которым ребенку необходимо обладать по достижению определенного возраста,
  • набор обучающих ситуаций для достижения поставленных целей.

Программа не привязан к конкретной обстановке она может быть реализована командой специалистов и/или родителями, на групповых и индивидуальных занятиях, в условиях центра или дома.

Психологи Салли Роджерс и Джеральдин Доусон, кандидаты наук, разработали «Денверскую модель раннего вмешательства» в качестве расширенной и дополненной версии Денверской Модели (Denver Model). Эта программа раннего вмешательства соединяет модель развития, ориентированную на построение взаимоотношений с уже проверенными методами обучения, описанными в прикладном анализе поведения (ABA).

Ее основные характеристики включают:

• применение поведенческого анализа в естественных условиях;
• ориентацию на этапы развития (онтогенез);
• глубокое и всестороннее участие родителей;
• фокус на межличностном общении и положительных эмоциях;
• занятия совместной деятельностью;
• обучение речи и коммуникации в рамках положительных взаимоотношений.

Что говорят исследования?

Денверская модель раннего вмешательства является единственной всеобъемлющей моделью раннего вмешательства, действенность которой была подтверждена рандомизированными клиническими испытаниями для работы с детьми с РАС в возрасте 18 месяцев.

Она была признана эффективной для детей с РАС с самыми разнообразными стилями обучения и способностями. В 2009 было доказано, что дети с серьезными проблемами обучения получают такой же положительный эффект от участия в этой программе, как и дети, не имеющие особых проблем в обучении. Рандомизированное клиническое исследование, опубликованное в журнале Pediatrics, показало, что дети, которые получали терапию по Денверской модели раннего вмешательства в течение 20 часов в неделю (15 часов с профессиональными терапистами и 5 часов с родителями) в течение 2-летнего периода продемонстрировали более существенное улучшение когнитивных и речевых способностей и адаптивного поведения, а также меньшее проявление симптомов аутизма, чем дети, участвовавшие в стандартных программах вмешательства.

В 2012 году ученые смогли получить доказательства того, что Денверская модель раннего вмешательства улучшает активность мозга в отношении социальных реакций. Результаты были опубликованы в ноябрьском номере журнала Journal of the American Academy of Child & Adolescent Psychiatry. Это может говорить о том, что поведенческая терапия при аутизме не только меняет само поведение, но и влияет на функционирование мозга. Маленькие участники исследования смотрели на изображения лиц и объектов, в то время как исследователи записывали реакции их мозга с помощью ЭЭГ.

Три года назад Доусон и Роджерс опубликовали первые результаты клинических испытаний, в которых сравнивались результаты Денверской модели и обычных услуг по терапии аутизма. В них 48 детей в возрасте от 18 до 30 месяцев получали терапию в рамках Денверской модели (терапия проходила в форме приятной взаимной игры), либо обычные услуги по лечению аутизма, которые были доступны в их городе (Сиэтл). Распределение детей по двум группам проводилось случайным образом. В целом в группе, получавшей терапию по Денверской модели, по окончании исследования, общий уровень интеллекта, речевого и адаптивного поведения был выше, чем в группе, получавшей терапию стандартными методами.

В отчете этого года исследовательская команда опубликовала анализ мозговой активности в обеих группах детей после двух лет терапии. Аналогичное тестирование было проведено в группе детей без аутизма того же возраста.

Неинвазивная электроэнцефалограмма (ЭЭГ) показала, что дети в группе Денверской модели лучше реагировали на социальную информацию по сравнению с детьми в группе стандартных местных услуг. Когда дети из «денверской» группы видели лица женщин, то их мозг реагировал точно так же, как и мозг детей без аутизма. Более типичный паттерн мозговой активности соответствовал улучшениям социального поведения, включая улучшения контакта глазами и социальной коммуникации.

С другой стороны, дети в группе стандартных вмешательств демонстрировали большую активность мозга, когда смотрели на неодушевленные предметы, а не на лица. Предыдущие исследования показали, что такой необычный паттерн мозговой активности характерен для детей с аутизмом.

Нейронные реакции на лица, выявленные учеными в данном исследования, могут в дальнейшем стать новой мишенью лечения и возможным биомаркером, показывающим эффективность различных методов. Доктор Доусон поясняет, что младенцы получают основную информацию о мире путем социального взаимодействия с взрослыми. Программа раннего вмешательства развивала у ребенка внимание к другим людям и их социальным сигналам, что способствовало нормальному развитию мозга и поведения.

В США Американская академия педиатрии рекомендует скрининг всех детей на признаки аутизма дважды до возраста 24 месяцев. Авторы исследования подчеркивают, что сразу после диагноза очень важно предоставить семье доступ к эффективной поведенческой терапии для таких маленьких детей. На данный момент Денверская модель – это единственная модель раннего вмешательства при аутизме, прошедшая клинические испытания. Впрочем, и людям более старшего возраста могут помочь вмешательства, которые способствуют социальному взаимодействию.

Dawson G, Jones EJ, Merkle K, et al. Early behavioral intervention is associated with normalized brain activity in young children with autism. J Am Acad Child Adolesc Psychiatry. 2012; 51(11):1150-9.

Кто обладает квалификацией для реализации Денверской модели раннего вмешательства?

Терапистом может быть психолог, поведенческий терапевт, оккупационный терапист, специалист по патологии речи и языка, специалист раннего вмешательства или педиатр. Важным в данном случае является наличие у них знаний, подготовки и сертификации для работы с Денверской Моделью. Список сертифицированных специалистов.

Как специалисты могут обучиться работе в рамках Денверской модели раннего вмешательства?

Квалифицированные специалисты могут принять участие в учебном семинаре, а затем предоставить видеозаписи их использования методов Ранней Денверской Модели в ходе терапевтических сессий работы с детьми. Сертификация требует, чтобы терапевт продемонстрировал способность корректно и точно реализовывать данные методы в соответствии с высокими стандартами, установленными ведущими специалистами в области Денверской модели раннего вмешательства.

Это гарантирует, что сертифицированный специалист владеет знаниями и навыками для успешного использования данных стратегий обучения детей с аутизмом. Программа обучения здесь.

Каким образом родители могут обучиться данным методам?

Участие родителей является важной частью программы Ранней Денверской Модели. Если ваш ребенок получает подобную терапию, инструктор объяснит и смоделирует стратегии, которыми вы будете пользоваться в домашних условиях.

Кроме того, доктор Доусон и доктор Роджерс посчитали необходимым разработать отдельное пособие для обучения родителей. Они опубликовали книгу «An Early Start for Your Child with Autism» в соавторстве с Лори Висмара. В книге приводятся полезные советы и практические стратегии, которые легко интегрируются в повседневную деятельность и игровую активность. По словам авторов, данная книга будет полезна всем родителям, а не только тем, чей ребенок обучается по технологии Ранней Денверской Модели.

Добавить комментарий