Выбирая метод обучения, мы выбираем путь, по которому пойдем для формирования знаний, умений и навыков. Для того, чтобы сгладить виражи на дороге, булыжники и ямы, мы можем использовать различные подсказки. Но может случится так, что без нашей подсказки-костыля мы не можем двигаться дальше по дороге, метод обучения «перестает работать» и все валится из рук. Как этого не допустить? Давайте разбираться с подсказками и основными правилами их использования.


Что такое подсказка?

Сложно: подсказка — это дополнительные антецедентные стимулы, которые применяются для получения нужной реакции в присутствии дискриминативного стимула, который в итоге должен будет контролировать поведение [1].

Просто: подсказка — то, что используется для повышения↑ вероятности демонстрации обучающимся определенного умения.

На схеме подсказка выглядит так:

Зачем вообще они нужны?

  • Обеспечивает ученика ощущением успешности,
  • Позволяет постепенно увеличивать сложность заданий,
  • Помогает учитывать индивидуальные особенности обучающегося,

а значит повышает↑ эффективность обучения!

Какие бывают виды подсказок?

Принято выделять две группы:

  • подсказки, заложенные в стимульный материал;
  • подсказки со стороны педагога.

Что значит заложить подсказку в стимульный материал?  Изменить заметность стимула, что повысит вероятность демонстрации целевого поведения.

Пример 1. Формирование умение различать чашку по вербальной инструкции. С изображениями: сначала перед ребенком будет изображении чашки, +2 карточки отвлекающих стимулов, интенсивность которых вы будите менять согласно количества успешных реакций ребенка. С предметами: дополнительно можно использовать размер предметов, например, вначале дистраторы значительно меньше целевого стимула и постепенно увиличиваем их размер.

Помните , согласно исследованиям (Green, 2001Grow & Leblanc, 2013), при обучении распознавать объекты мы должны начинать с не менее 3-х объектов.

  Пример 2. При формировании умения отсчитывать три предмета из множества, я могу использовать визуальную подсказку цифры  и количества и/или дополнительные подсказки цветом или формой. 

                          

Пример 3. Формирование умение писать букву А. 

Какие подсказки могут быть со стороны педагога? 

Полная физическая подсказка («рука в руке») – педагог, используя физический контакт, полностью направляет движения ребенка для осуществления целевого действия.

Частично физическая подсказка – педагог, используя физический контакт, частично направляет движения ребенка для осуществления целевого действия.

Моделинг – педагог демонстрирует модель целевого поведения ребенку. Для использования данной подсказки, у ребенка должна быть сформирована имитация.

Жестовая – педагог использует жест, с целью направления внимания ребенка/ сообщения информации необходимой для демонстрации целевого поведения.

Вербальная/ частично-вербальная —  педагог использует речь для направления ребенка к осуществлению целевой реакции. Несмотря на то, что вербальная подсказка является менее интенсивной, чем жестовая, именно при использовании вербальной подсказки чаще всего формируется зависимость у ребят с РАС (ребенок не демонстрирует целевое поведение без вербальной инструкции взрослого).

Позиционная – педагог использует дополнительное расположение объектов для повышения вероятности демонстрирования целевого поведения.

Визуальная – педагог использует дополнительные изображения для повышения вероятности демонстрирования целевого поведения.

Как правильно применять подсказки?

Одна из стратегий использования подсказок называется «От наибольшей к наименьшей» («Least to Most»).

Данная стретегия подразумевает использование подсказок от наиболее интенсивной к наименее интенсивной. Чем интенсивнее подсказка, тем меньше усилий требуется от обучающегося и наоборот.

Иерархия подсказок, согласно MacDuff, G. S., Krantz, P. J., & McClannahan, L. E. [3] выглядит так:

* Естественный стимул = реакция не требующая подсказки.

Важно (!): не смотря на то, что вербальная подсказка менее интенсивна чем жестовая, с нее тяжелее уходить обучающимся, чем с жестовой. Будьте осторожны используя вербальные подсказки!

Помните:

  • Подбирайте подсказки:  необходимо замерить актуальный уровень сформированности целевой реакции, соотнести с психолого-педагогическим профилем ребенка (доступна ли ему подсказка?).
  • Прежде чем начать использовать подсказки, продумайте как вы будете их убирать / снижать интенсивность.
  • Системно снижайте интенсивность подсказок: выберите подсказку и системно двигайтесь согласно иерархии, не прыгайте через уровни.
  • Переходите, когда обучающийся демонстрирует целевую реакцию согласно правилу 3 дня по 80% успешных проб (да-да, это значит соберайте данные!). Данный пункт может быть изменен согласно индивидуальным характеристикам обучающегося.

Тренируемся

Сколько и какие подсказки использованы на видео?


  1. Альберто П., Траутман Э. Прикладной анализ поведения: учебно-методическое пособие для педагогов, учителей-дефектологов, психологов / Пол Альберто, Энн Траутман. — Москва : Оперант, cop. 2015. — 655 с.
  2. Купер Дж., Херон Т., Хьюард У. Прикладной анализ поведения / Дж. Купер, Т. Херон, У. Хьюард. – М. «Практика», 2016. – 864 с.
  3. MacDuff, G. S., Krantz, P. J., & McClannahan, L. E. (2001). Prompts and prompt-fading strategies
    for people with autism. Making a difference: Behavioral intervention for autism, 37-50.

Добавить комментарий